Иногда дети не слышат того, что им говорят родители. Это не значит, что они намеренно игнорируют свои слова. Почему так происходит, NUR.KZ узнал у психолога Анастасии Голдак и других профильных экспертов.
- Психолог Анастасия Голдак объясняет, что дети могут не слышать голоса родителей, потому что они поглощены тем, что делают, командным тоном взрослого или многократными повторениями. Привычка спрашивать.
- Тренер по воспитанию Зохаиб Сунесара говорит, что, когда дети становятся старше, они могут проявлять избирательное слушание, проверять границы и сохранять независимость, особенно в подростковом возрасте.
- Социальный работник Элвис Росалес подчеркивает, что тяжелое эмоциональное состояние ребенка или проблемы с вниманием также могут мешать пониманию слов родителя.
Ребенок поглощен своим занятием
Родители часто чувствуют, что их дети делают вид, что не слышат их просьб. На самом деле они могут этого и не услышать, — говорит Анастасия Голдак, практический психолог, тренер и консультант для родителей, автор YouTube-канала New Age Mom на NUR.KZ. В эксклюзивном обзоре поясняется:
Фактически, развивающийся мозг ребенка обычно может сосредоточиться только на вещах, которые интересны или актуальны для него в данную единицу времени. Это означает, что если он увлечен определенным занятием (чтением, просмотром видео, игрой или даже просто размышлением), то его мозг будет отфильтровывать все, что не связано с этим занятием, и не давать этому быть замеченным.
психологи рекомендуют, если вы хотите, чтобы ваш ребенок (в любом возрасте, но чем младше, тем важнее это правило) вас услышал, научитесь устанавливать с ним контакт, прежде чем говорить. Подойдите к нему, прикоснитесь к нему или назовите его имя. Убедитесь, что он обращает на вас свой взгляд и внимание. Позвоните, спросите или скажите что-нибудь, на что он может ответить. Говорите то, что хотите сказать, только тогда, когда уверены, что он вас слушает.
Разговоры через плечо или крики на кухне не экономят время. Если ребенок чем-то увлечен, он этого не услышит, все придется повторить несколько раз, и тогда вы все равно подойдете к нему, но уже в раздраженном состоянии. Из-за злого тона и сердитого выражения лица ребенок, скорее всего, больше не захочет сотрудничать и займет оборонительную позицию. Это положит начало новому раунду противостояния. Но сразу все можно сделать по-другому.
Приказной тон родителей
Анастасия Голдак предупреждает, что дети могут не слышать голоса родителей из-за тона их голоса и того, что они чаще всего говорят:
Если 90% общения между родителями и детьми состоит из того, что мы инструктируем наших детей, что делать, или делаем комментарии, то у детей естественно выработать своего рода иммунитет, своего рода психологическую защиту к нашим голосам.
Представьте, что вы слышите что-то негативное каждый раз, когда вам звонит какой-то номер. Со временем вы не захотите отвечать на звонок. Хотя пример упрощен, принцип тот же. Разница в том, что дети делают это неосознанно. Так устроена наша психология: она сделает все возможное, чтобы избежать негативных эмоций.
Чтобы избежать такой реакции, нужно научиться разговаривать с ребенком не только тогда, когда вам нужно указать ему, что делать (сесть делать уроки, выключить телевизор, пойти принять душ, выпрямить спину, вынуть мусор), но и сказать ему что-нибудь — приятное, советуют эксперты.
Научитесь позитивному общению. В течение следующей недели следите за тем, чтобы соотношение причин обращения к ребенку было как минимум 2:1 (два позитивных сообщения на одно указание). В будущем было бы здорово, если бы это соотношение можно было увеличить до трех к одному.
В этом случае дети будут более открыты, когда будут говорить родители, и будут уделять больше внимания их словам.
Повторение одного и того же много раз
Анастасия Голдак объяснила читателям NUR.KZ, что, повторяя много раз одно и то же, мы учим детей нас не слышать:
Например, мать заходит утром в детскую и говорит: «Ладно, хватит играть, пора собираться в школу. Умойся, оденься и иди завтракать». После этого она идет готовиться обед для своих детей. Через десять минут она обнаружила, что детей нет, и снова подошла к ним: «Я просила вас собраться! Почему вы еще не убрали игрушки? Ладно, поторопитесь умыться и одеться!» сказав это, он снова ушел, чтобы что-то совершить.
Но как только мать выходила из комнаты, дети увлекались игрой и не могли вспомнить, какие уроки они посещали. В третий раз мать сердито влетела в детскую (неудивительно, теперь они тоже опаздывали) и не ушла, пока дети не были вымыты и одеты. Настроение у всех было испорчено.
Ошибка здесь в том, что не следует давать задания несколько раз, пока у вашего ребенка не выработалась привычка делать все сразу. Психологи предупреждают, что это говорит лишь о том, что на это можно не обращать внимания. Для всех было бы намного лучше, если бы мама по первому требованию убирала игрушки и купала детей. Даже если ей понадобится потратить несколько минут, чтобы помочь им, она все равно в этом случае выиграет больше.
Дети самоутверждаются и устанавливают границы
Зохаиб Сунесара, соучредитель Cuddle Pixie Parenting и сертифицированный тренер по воспитанию, объясняет, что по мере того, как дети становятся старше, особенно дошкольники, у них могут начать проявляться способности избирательного слушания:
На этом этапе дети понимают, что говорят их родители, но также проверяют границы и отстаивают свою независимость. Здесь лучше всего работают последовательность и спокойное общение. Что касается моего сына, я обнаружил, что терпение и использование положительного подкрепления помогают ему понять, что умение слушать приводит к положительным результатам.
Зохаиб Сунесара предупреждает, что, вступая в подростковый возраст, дети стремятся к независимости и эмоциональной дистанции, что может затруднить общение с родителями:
Ключевым моментом здесь является сочувствие. Подросткам необходимо чувствовать, что их мнение ценят. Вместо того, чтобы отдавать прямые приказы, я рекомендую задавать подросткам открытые вопросы, чтобы поощрить их вклад. Это увеличивает вероятность того, что они примут участие.
В подростковом возрасте дети испытывают физические и эмоциональные изменения. Шенелла Карунаратне, сертифицированный консультант и мастер психологии клинического консультирования в онлайн-программе MFT, объясняет, что это почти всегда приводит к эмоциональному подъему, с которым они просто не знают, как справиться. В этом случае родителям необходимо убедиться, что их дети знают и понимают, что с родителями можно говорить о чем угодно и при любых обстоятельствах.
Тяжелое эмоциональное состояние ребенка
Когда дети сталкиваются с переполняющими эмоциями, они не могут понять, что им говорят. Элвис Росалес, лицензированный клинический социальный работник и клинический директор реабилитационного центра Align, предупреждает, что это может произойти, когда ребенок чувствует тревогу, усталость или расстроенность после тяжелого дня:
Как и у взрослых, эмоциональное состояние детей может влиять на их способность слушать. Когда дети находятся в эмоциональной спирали, их мозг сосредоточен на управлении этими эмоциями, а не на следовании инструкциям или советам.
Эксперты поясняют, что лучшее, что могут сделать родители в этой ситуации, — разобраться с эмоциональным состоянием ребенка. Вместо того, чтобы давать инструкции или пытаться исправить поведение, родители должны признать, что чувствуют их дети, стресс, который они могут испытывать, и предложить им утешение. Когда дети чувствуют эмоциональную поддержку, они с большей вероятностью успокоятся и выслушают.
Социальный работник Элвис Росалес сказал, что некоторым детям, особенно детям с проблемами внимания, такими как СДВГ, трудно сосредоточиться на том, что говорят их родители. Это не значит, что они не хотят слушать, просто им сложно удерживать внимание в такой ситуации.
Если родители хотят, чтобы их голоса были услышаны, важно учитывать все факторы, обсуждаемые экспертами. Вам нужно самим научиться слушать своих детей.